Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ОРЛОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
53, С. 315-317 опубликовано: 24 июля 2023г.


«ОРЛОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

Офиц. издание Орловской епархии, разрешенное в 1864 г. Синодом по ходатайству еп. Поликарпа (Радкевича). «О. е. в.» выходили в Орле с 1 янв. 1865 по 1(14) дек. 1918 г.: в 1865-1891 гг. и с июня 1917 по дек. 1918 г.- 2 раза в месяц, с янв. 1892 по май 1917 г.- еженедельно; в 1917 г. вышло 49 номеров. Первоначально журнал имел 3 раздела: правительственных распоряжений, местной епархиальной хроники и назидательного чтения; в 1-м разделе был свой редактор, и в № 1-15 за 1865 г.- отдельная продолжающаяся пагинация, затем до 1902 г. пагинация была общей. С № 2 за 1866 г. сформированы официальный и неофициальный отделы, с № 1 за 1903 г. до № 23/24 за 1917 г. имевшие раздельную пагинацию. С № 25/26 за 1917 г. пагинация вновь стала общей, а с № 3/4 за 1918 г. в «О. е. в.» снято разделение на официальный и неофициальный отделы.

Изначально редакция «О. е. в.» располагалась при Орловской ДС, но в № 8 за 1891 г. указывалось, что после перевода на Казанскую кафедру еп. Варсонофия и смены редакторов официального и неофициального отделов редакция «О. е. в.» переведена в Орловскую духовную консисторию (с № 1 за 1892 по № 10 за 1897 адрес редакции публиковался на 1-й странице), с № 11 за 1897 по № 14 за 1910 г. в подзаголовке указывалось, что журнал издавался при Орловской духовной консистории, а с № 17/18 за 1910 по № 38/39 за 1917 г.- снова при Орловской ДС.

С 1865 г. до нач. 80-х гг. XIX в. офиц. отдел «О. е. в.» редактировали П. Ф. Полидоров (1865. № 1 - 1868. № 4), прот. А. И. Слюсарев (1868. № 5-11, 14-24 - 1881. № 9) и секретарь консистории А. П. Кедров (1868. № 12-13 за редактора). Редакторами неофиц. отдела были архим. Нафанаил (Соборов; впосл. епископ Архангельский) (1865. № 1-5), ректор ДС архим. Палладий (Пьянков; впосл. епископ Олонецкий) (1865. № 6 - 1868. № 18) и прот. Александр Богданов (впосл. епископ Тамбовский; 1870. № 9 - 1889. № 3), к-рый с № 10 за 1881 г. редактировал и офиц. отдел. Его сменил ректор ДС архим. Варсонофий (Курганов; впосл. епископ Глазовский) (1889. № 8 - 1891. № 6), также редактор обоих отделов «О. е. в.». Затем редакторами офиц. отдела были секретари консистории Н. П. Спасский (1891. № 8 - 1892. № 8/9), А. И. Никонович (1892. № 18 - 1896. № 13/14), Н. А. Никитин (1896. № 19 - 1897. № 39) и свящ. Митрофан Афонский (с 1906 епископ; 1897. № 40 - 1910. № 14), а неофициальной - прот. В. А. Детский (1891. № 8 - 1894. № 6), прот. М. Смирнов (1894. № 7 - 1902. № 25 редактор; 1902. № 26 - 1903. № 10 совм. с А. Светозаровым), А. С. Светозаров (1903. № 11 - 1904. № 21 исполняющий должность редактора; 1904. № 22 - 1907. № 41 редактор). С № 42 за 1907 г. редактирование неофиц. отдела перешло к еп. Митрофану (1907. № 42 - 1908. № 11 за редактора; 1908. № 12 - 1910. № 14 редактор). Затем редактором официального и неофициального отделов «О. е. в.» стал ректор ДС прот. В. А. Сахаров (1910. № 15-17/18 и. о. редактора; 1910. № 19 - 1917. № 15/16 редактор), к-рого на этом посту сменил преподаватель ДС М. Н. Полунин (1917. № 17/18 за редактора; 1917. № 19 - 1918. № 2 и. о. редактора; 1918. № 3/4-24 редактор).

Отдельные номера в отсутствие редактора выпустили инспектор ДС иером. Михаил (Ермаков; впосл. митрополит Киевский) (1889. № 4-7), инспектор ДС иером. Порфирий (Виноградов; впосл. архимандрит) (1891. № 7), и. о. секретаря консистории В. Ф. Ансимов (1892. № 10-17. Отд. офиц.), прот. М. В. Смирнов (1895. № 40-42/43; 1896. № 15-18. Отд. офиц.), В. К. Орлов (1908. № 1-11. Отд. офиц.), преподаватель ДС А. В. Успенский (1911. № 25-32/33), преподаватель ДС Н. И. Калинников (1916. № 14). С № 19 за 1868 по № 8 за 1870 г. редактор неофиц. отдела в журнале не был указан.

В офиц. отделе помещались Высочайшие манифесты и рескрипты, касающиеся Церкви и духовенства, указы и определения Синода, распоряжения и циркулярные отношения Хозяйственного управления при Синоде, обер-прокурора и его канцелярии, утвержденные Синодом документы общецерковного значения (напр., Устав Об-ва восстановления православного христианства на Кавказе), извещения о книгах и журналах, рекомендованных Учебным комитетом при Синоде; распоряжения епархиального начальства, в т. ч. резолюции правящего архиерея, представляющие общеепархиальный интерес, распоряжения по духовно-учебному ведомству, журналы заседаний и постановления Орловского епархиального училищного совета, распоряжения правлений местных духовно-учебных заведений, разрядные списки их воспитанников, журналы и протоколы съездов духовенства, воззвания о пожертвованиях; известия о наградах, переменах по службе, списки вакансий, сообщения о присоединении к Православию, отчеты о состоянии церковноприходских школ и школ грамотности и т. п., в 80-х гг. XIX в.- также «Перечневые ведомости о движении дел и количестве бумаг по духовной консистории».

В неофиц. отделе регулярно публиковались слова, поучения и речи правящих архиереев, ректоров и преподавателей ДС, др. клириков епархии (в 1865-1904, по подсчетам редактора Светозарова, «было помещено более 2000 проповеднических произведений» («40-летняя годовщина издания Орловских епархиальных ведомостей». 1905. Отд. неофиц. № 1/2. С. 3)), богословские и церковно-практические статьи и заметки, педагогические, исторические, краеведческие и этнографические материалы, биографии, некрологи и воспоминания, церковно-общественная публицистика, духовная поэзия, епархиальная хроника, библиографические обзоры, рецензии и объявления.

Тематика богословских статей разнообразна. Серьезные исследования были изданы, напр., по Свящ. Писанию: «По вопросу о времени полного завершения канона ветхозаветных книг у палестинских иудеев» (1880. № 13. С. 966-975; № 14. С. 1040-1052), «Видение великой силы, Дан. X-XII гл.» (1884. № 24. С. 1544-1560; 1885. № 1. С. 16-32; № 8. С. 589-599) и «Иудеи и книга пророка Иезекииля» (1889. № 13. С. 855-873; № 21. С. 1516-1534; 1890. № 11. С. 752-762; № 19. С. 1426-1442; № 21. С. 1578-1595) инспектора ДС С. М. Яницкого, «О братьях и сестрах Иисуса Христа, упоминаемых в Евангелии» прот. А. Богданова (1884. № 7, 12, 17; 1885. № 24; 1886. № 1, 2); по патристике: «Разбор бесед Василия Великого на Шестоднев» прот. В. Детского (1887. № 23. С. 1459-1476; 1888. № 7. С. 401-415; № 8. С. 468-487), «Мысли Григория Двоеслова о качествах лиц, готовящихся к пастырскому служению» Н. Беневоленского (1909. № 11. С. 254-259; № 13. С. 296-301); по догматике: «Историко-критический обзор учения о безусловном предопределении» прот. А. Богданова (1885. № 6. С. 354-388; № 9. С. 646-665; № 12. С. 816-843; № 15. С. 1016-1034), «Об опытном богопознании» Полунина (1917. № 46/47. С. 424-429); по гимнографии и церковнослав. языку: «Опыт объяснения и перевода Канона Великого» (1887. № 13, 19, 24; 1888. № 2, 10, 23; 1889. № 4, 10, 11), «Изучение церковнославянского языка в духовных училищах и семинариях» (1884. № 16. С. 1008-1014), «Необходимо ли ученикам среднеучебных заведений вообще, духовных училищ и семинарий в частности изучение древнего церковнославянского языка?» (1884. № 19. С. 1225-1233), «Важнейшие фонетические особенности древнего церковнославянского языка» (1884. № 19. С. 1234-1237; № 20. С. 1301-1313), «Важнейшие этимологические особенности древнего церковнославянского языка» (1884. № 21-22; 1885. № 1-3) и «Синтаксические особенности церковнославянского языка» (1885. № 20. С. 1331-1351) В. Г. Пятина; по истории Русской Церкви: «Разделение Русской митрополии при митрополите Фотии» П. Маркова (1889. № 14. С. 923-939; № 16. С. 1097-1109), «Высокопреосв. Платон, митр. Московский и Коломенский» прот. В. Детского (1889. № 7, 9, 13, 14, 18, 22); по расколу и сектантству: «Об основных началах и учениях беспоповства» М. Иванова (1886. № 19. С. 1447-1466; № 20. С. 1490-1516), «О значении женщины в расколе: (Речь на торжественном акте Орловской ДС 26 сентября 1899 года)» А. И. Георгиевского (1899. № 49. С. 2026-2037; № 50. С. 2078-2087); по церковной археологии и искусству: «Отношение церковной археологии к другим богословским наукам» (1917. № 1/2. С. 16-20), «Крещение и Сретение Господне в иконах» (1917. № 3/4. С. 37-43), «Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в иконах» (1917. № 12/13/14. С. 239-244) свящ. Г. А. Павского и др.

Из публикаций на церковно-общественные темы заслуживают внимания «О влиянии праздников и прогульных дней на общее экономическое положение России» свящ. А. И. Поморцева (1865. № 3. С. 116-122), «Славянофильство и А. С. Хомяков» А. И. Королькова (1910. № 50. С. 1391-1397; № 51/52. С. 1426-1436), «Исторические судьбы славянства и его национальное самосознание» П. Н. Ансерова (1914. № 51/52. С. 1333-1356).

Непреходящее значение имеют статьи по местной церковной истории. Преподаватель ДС Г. М. Пясецкий в 1865-1900 гг. опубликовал в «О. е. в.» более 50 исторических и краеведческих работ, в т. ч. «Исторические сведения о Трубчевском Спасо-Чолнском мужском монастыре Орловской епархии» (1875. № 3. С. 155-168; № 4. С. 200-210),«Очерки религиозно-нравственного состояния Орловского края до учреждения в его пределах самостоятельной епархии» (1880. № 4, 12, 19, 20, 23, 24; 1881. № 13, 18, 20; 1883. № 19, 23; 1884. № 6, 8, 9, 13, 14, 16, 22; 1885. № 2, 6, 12, 13, 18; 1886. № 5), «К истории г. Ливен в XVIII в.» (1886. № 21. С. 1583-1588), «Очерк истории соборных церквей в губернском городе Орле по случаю исполнившегося столетия со дня заложения Петропавловского кафедрального собора» (1897. № 14/15, 18, 19/20, 23, 24/25, 27, 29, 34-36), «Орловские кладбища и состоящие при них церкви и богадельни» (1898. № 10, 12-18, 20, 24-26, 28/29, 31, 38, 43/44, 51/52; 1899. № 1/2, 8). Из его краеведческих статей, опубликованных в «О. е. в.», были составлены книги «Исторические очерки г. Орла» (1872. № 12-14, 16; 1873. № 5, 7, 8, 16, 17, 19, 21, 22), «Исторические очерки г. Болхова и его святыни» (1875. № 9-17, 21-23), «Исторические очерки г. Брянска Орловской губ.» (1882. № 18-20; 1883. № 3, 4, 17; 1884. № 17). Среди краеведческих статей др. авторов - «Нечто из воспоминаний об Орловской семинарии в г. Севске (1799-1801)» С. Н. Андреева (1868. № 1. С. 39-43), «Краткий исторический очерк Одрино-Николаевского монастыря и его святыни» свящ. С. Красовского (1872. № 18. С. 1302-1321; № 20. С. 1416-1426; № 21. С. 1456-1471; № 22. С. 1506-1528), «Сведения о селе Парамоново Болховского уезда» (1876. № 12. С. 729-740) и др. статьи свящ. Н. Королькова, «Исторические очерки Орловской духовной семинарии» (1875. № 18, 21; 1876. № 2-4, 6-21, 23, 24; 1877. № 2, 3, 5, 9-18, 21), «К столетию 1-го Орловского духовного училища» (1918. № 1, 2, 5/6-12) Д. Д. Готовицкого.

Немало исторических, а также юбилейных статей и некрологов было посвящено местным церковным деятелям и известным уроженцам Орловской земли, напр. «Преосвященный Тихон Якубовский, еп. Севский, Воронежский и Суздальский» Пясецкого (1896. № 27, 32-36/37, 39, 40, 42-44, 51, 52; 1897. № 1, 8, 10), «Влияние Иннокентия Херсонского на судьбу преосвященного Иеремии Нижегородского и характер пастырства последнего» В. Ампелогова (1909. № 7. С. 155-162), «Памяти преосвященного Поликарпа, еп. Орловского и Севского (1858-1867)» Полунина (1917. № 34/35. С. 245-250).

С № 19 за 1917 г. редактирование «О. е. в.» перешло к последователям свящ. Сергея Аракина (к их числу впосл. принадлежал и еп. Серафим (Остроумов)), к-рые в марте 1917 г. образовали Временный исполнительный комитет Орловского объединенного духовенства и мирян, стремительно оттеснявший от управления епархией еп. Макария (Гневушева) и его приверженцев. Заметка о смене состава редакции была помещена в неофиц. отделе; среди целей обновленного издания помимо осведомления о распоряжениях высшей и местной церковной власти названо также всестороннее обсуждение «текущих вопросов современной церковно-общественной жизни в ее разнообразных проявлениях»; также прозвучал призыв к тесному объединению епископа, клириков и мирян (От редакции // Орловские ЕВ. 1917. № 19. С. 278). С № 22 за 1917 г. у «О. е. в.» появился подзаголовок «Православный церковно-общественный журнал», а с № 25 за 1917 г. был добавлен девиз издания - «Свободная церковь обновления на демократических началах».

В целом в номерах журнала за 1917-1918 гг. представлена хроника революционных потрясений в Орловской губ. и по всей России, а также реакция на них церковных людей, прежде всего клириков. Еп. Макарий (Гневушев) напомнил о долге правосл. людей «перед Родиной, ныне находящейся в тяжелом, опасном и переходном состоянии» в «Архипастырском послании» (1917. № 12/13/14. С. 215-227), а в обращении «К православному духовенству Орловской епархии» (1917. № 22. С. 333-346) констатировал, что «захватывают в свои руки власть люди, жаждущие только разорения государственного» (в том же номере опубл. указ Синода об увольнении еп. Макария на покой). Революционный разгул и анархия, последовательные гонения на Церковь после Октябрьского переворота описаны в статье «Темный лик России» В. Азбукина (1917. № 27/28. С. 83-87), в анонимных публикациях «Дни ожесточения» (1917. № 44/45. С. 393-395), «Расстрел священника [сщмч. Иоанна Кочурова]» (1917. № 46/47. С. 447-448), «Церковный Собор в дни междоусобной брани в Москве» (1917. № 48/49. С. 469-476), «Страждущая Церковь» (1918. № 2. С. 39-41), «Гонение на Церковь» (1918. № 3/4. С. 60-61), «Церковь в наши дни» (Там же. С. 63-65), «Убийство митр. Владимира [Богоявленского]» (1918. № 3/4. С. 77; № 5/6. С. 118-120), «Убийство священника [сщмч. Иоанна Панкова] и его семьи» (1918. № 11. С. 285-286), «Арест еп. Амвросия [Смирнова] и роспуск епархиального собрания» (1918. № 15. С. 390-392), в ст. «Из дневника сельского священника» свящ. М. П. (1918. № 16. С. 410-412). В журнале сообщалось об антицерковных декретах новой власти, публиковались ответные постановления и воззвания Собора, послания патриарха Тихона, а также был помещен ряд статей, в которых сделана попытка осмыслить исторические изменения церковно-гос. отношений и собственно церковной жизни в новых условиях, напр. «Церковь и государство» (1917. № 20/21. С. 309-318) и «Положение Церкви в различных государствах Европы» (1917. № 23/24. С. 351-367) Полунина, «Значение изучения церковной истории для современного пастыря» А. Л. Ключёва (1918. № 9. С. 177-182), «К вопросу о реформе церковной жизни» П. Н. Мочульского (1918. № 15. С. 380-383; № 16. С. 407-410). Исторический интерес представляют яркие публицистические статьи В. Д. Ковригина (впосл. протоиерей) «Тайна Церкви» (1918. № 5/6. С. 103-106), «О лекциях бывшего православного миссионера Г. В. Щелчкова» (1918. № 17. С. 441-445) и др., а также факт перепечатки из центральных газет статей выпускника Орловской ДС проф. С. Н. Булгакова «О даре свободы» (1917. № 36/37. С. 279-282) и «Смысл патриаршества в России» (1917. № 48/49. С. 463-469).

В качестве приложений к «О. е. в.» издавались книги и брошюры: «Движимое имущество по Орловской духовной семинарии» (1879-1880), «Происхождение и состав книги Неемии» С. М. Яницкого (1881), «Первое обозрение Орловской епархии… Симеоном, еп. Орловским и Севским» (1883), «Резолюции… по разным разделам и главам Устава духовных консисторий и по управлению духовно-учебными заведениями» митр. Филарета (Дроздова) (1886-1889), «Руководство по домашнему религиозно-нравственному воспитанию детей» свящ. А. Вознесенского (1888), «Систематический каталог книг фундаментальной библиотеки Орловской духовной семинарии» (1894), «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей» Пясецкого (1899-1901), «Описание рукописей, хранящихся в Орловских древлехранилищах» И. Е. Евсеева (1905), «Ежегодник Орловского Православного Петропавловского братства» (1910), «Орловская духовная семинария (до 1867 г.)» (1914-1915), программы и учебные руководства для церковноприходских школ, отчеты учебных заведений, братств, местного отдела Православного Палестинского об-ва, епархиального попечительства, журналы епархиальных и окружных съездов духовенства и др.

Издание «О. е. в.» было возобновлено в марте 1998 г., до 2000 г. журнал выходил в качестве полуофиц. издания. Офиц. изданием епархии являлась газ. «Вера отцов» (с янв. 1999), к-рая была переименована в «О. е. в.» в 2010 г. и издается до наст. времени.

Лит.: Оглавление офиц. [и неофиц.] отд. Орловских ЕВ со времени их издания за 1865-1884 гг. Орёл, 1886; То же, за 1885-1889 гг. // Орловские ЕВ. 1890. Прил. № 5-8; А. Г. Указатель статей по церковно-школьному делу, помещенных в Орловских ЕВ за 1884-1908 гг. // Там же. 1909. Прил. № 18; Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. Орёл, 1993; Андреев. Христианская периодика. № 472.
Прот. Александр Троицкий
Ключевые слова:
Периодические издания Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Епархиальные ведомости, местные официальные церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. «Орловские епархиальные ведомости», официальное издание Орловской епархии, разрешенное в 1864 г. Синодом по ходатайству епископа Поликарпа (Радкевича)
См.также:
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г.
«МОГИЛЁВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Могилёвской епархии, начавшее выходить в июле 1883 г.
«БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ» издание Московской Патриархии, выходящее с 1960 г.
«БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК» журн., Сергиев Посад, (1892-1918 гг., возобн. в 1993 г.)
«БОЖИЯ НИВА» ж., издавался ежемесячно в 1902-1917 гг. Троице-Сергиевой лаврой
«ВЕСТНИК ВОЕННОГО И МОРСКОГО ДУХОВЕНСТВА» до 1910 «Вестник военного духовенства»
«ВЕСТНИК ЗАПАДНОЙ РОССИИ» (до 1864 «Вестник Юго-Западной и Западной России»), ежемесячный лит. и исторический журнал
ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ «Владивостокские епархиальные ведомости», выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц